Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России. Скопинская керамика, Гжель

Обновлено:

Доброго времени суток, дорогие читатели. Эта статья первая в моей новой рубрике “Полезное творчество”. Я люблю рукоделие. Язык не поворачивается называть это новомодным словом “хенд-мейд”. А впрочем, называйте, как хотите. Смысл от этого не изменится.

Расскажу о народных промыслах России. Не обо всех сразу конечно. Сегодня речь пойдет о керамике Скопина и Гжели. Статья понравится тем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством. И тем, кто просто ценит прекрасное.

Искусство создания художественных изделий для домашнего обихода называют прикладным. Потому что предметы мастера изготавливают для практического применения. И при этом украшают их. Латинское “decoro”, значит “украшаю”.

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человечества. Интересно, что элементы, которые мы сейчас декоративными называем, на той же глиняной чашке совсем не для красоты появились. В посудине, с небольшими вмятинками и выпуклостями на внешней стороне, пища быстрее готовилась! Площадь для нагрева-то больше получалась!

С расслоением общества на классы проявился интерес к изысканности декора и богатству материала. Появляются предметы для культовых ритуалов, придворных церемоний, убранства домов. В них гармонично сочетаются форма, декор и назначение.

Расцвет керамики в Европе пришелся на античный период. Возрождение - на эпоху Ренессанса. Сюжетная роспись вновь стала основным видом декорирования.

Со второй половины девятнадцатого века появилось разделение отрасли декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литьё и другие).

Чем глубже знакомишься с этой темой, тем больше хочется узнать. Народные промыслы и ремесла - это часть нашей живой истории. Интересная и прекрасная ее часть. Декоративно-прикладное искусство России - наша гордость. Матрешки, павлово-посадские шали, резная кость... и Россия связаны в сознании людей всего мира как единое целое.

Поговорим о керамике. Майолика, фаянс, фарфор

Главные технологии керамики:

Майолика

Разновидность керамики - майолика. От итальянского Maiolica - Мальорка. Изготавливают ее из цветной обожженной глины. Черепок получается пористый, не плотный. Покрывают расписной глазурью. В технике майолики создают декоративные изразцы и панно.

Для этой разновидности керамики характерны мягкие, округлые формы и яркая роспись по непрозрачной глазури. К майолике относят испанскую и итальянскую керамику пятнадцатого, шестнадцатого веков. Она также известна под названием «глазурованный фаянс» или терракота.

Глазурованные плитки двойного обжига с пористой, цветной основой. Формируются прессованием. В основном применяются для облицовки внутренних стен. На фото ваза выполненная в технике майолика. Узор с яркими, резкими линиями, без плавных переходов из одного цвета в другой.

Фаянс

Фаянс от французского faience. Этот вид керамики получил свое название от итальянского города Faenza (Фаэнца), одного из центров керамического производства. Это художественные изделия тонкой керамики. Из белой или цветной, но особых сортов, обожженной глины. Со специальными примесями. Гипса, например.

Плотные, непрозрачные, мелкопористые. Обычно белые, покрытые прозрачной глазурью на нижнем ободке изделий. Фаянс - это облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, унитазы, умывальники и многое другое.

Фаянс был известен еще в четвертом, пятом веках в Древнем Египте и Китае. В Европе фаянс производят с начала шестнадцатого века. В России первая фабрика Афанасия Кирилловича Гребенщикова была построена в 1727 году. На фото декоративная фаянсовая тарелка.

Фарфор

Еще один вид керамики - фарфор. От новогреческого pharphouriот, от турецкого farfur, от персидского fegfur. Фегфур – титул китайского императора. А в переводе с арабского – это искусственно созданная минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями.

Фарфор - это художественные изделия из смеси каолина. Той самой особой белой глины, полевого шпата и кварца, обожженные при температуре 1250-1450°С, без глазури на нижнем ободке.

Это изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа. Обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое. Фарфор при лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. На фото красивая ваза из тонкого фарфора.

Народная керамика:

  • Гжель.
  • Скопинская керамика.
  • Дымковская игрушка.
  • Каргопольская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Тверская игрушка-свистулька.
  • Абашевская игрушка-свистулька.

Поговорим о керамике Скопина и Гжели. О глиняной народной игрушке речь пойдет в следующей статье. Россия богата народными мастерами и промыслами. Мне эта тема очень близка.

На занятиях кружка прикладного творчества лепили с моими воспитанниками глиняные игрушки и были частыми гостями на фабрике керамики. Дома люблю керамическую посуду. В глиняных горшках комнатные цветы растут лучше! А гжели у меня целая коллекция.

Когда человек впервые открыл для себя глину. Возник древнейший на земле промысел – гончарный.

Скопинская керамика

Скопи́н - административный центр Скопинского района Рязанской области, в ста километрах от Рязани. Здесь двадцать шесть тысяч жителей. Город стоит на реке Вёрда в бассейне Оки. Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Известен на весь мир.

Еще во времена Киевской Руси на месте, где позже возник город Скопин, изготавливали посуду из местной глины. Мастера работали и в технике полусухого прессования, и отливали в гипсовых формах, и вручную лепили, и на круге гончарном.

Год рождения скопинского гончарного промысла 1640-й. В этом году в переписи населения впервые упоминается имя скопинского гончара “Демка Киреев, сын Берников”. Мастера производили гончарную посуду, печные трубы, кирпич, черепицу.

Во второй половине девятнадцатого века в Скопине появилось производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. Многоярусные, украшенные сложной лепниной, в виде диковинного зверя, с фигурами птиц, рыб и животных.Особенно любимы драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирены и алконост. Геометрический орнамент наносят стеками, шестеренками на сырую глину. И поливают цветной коричневой, желтой, зеленой, серо-синей глазурью.

Быстро Скопин приобрел популярность. В начале двадцатого века изделия экспонировались на кустарных выставках даже в Париже. И были многократно отмечены наградами. Изделиями скопинских гончаров есть в крупнейших музеях России.

В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его наблюдаем в сороковых, пятидесятых. В это время еще продолжали работать старые мастера промысла. Они хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения.

Их опыт и знания постепенно перенимали и осваивали пришедшие в промысел мастера. В начале двадцатого века в городе насчитывалось около пятидесяти мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель «Керамик».

На базе этой артели создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество «Скопинская художественная керамика». Выпускает декоративные квасники, кумганы, сосуды, кувшины, подсвечники, вазы, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы, изразцы для каминов, всего не перечислишь.

Талант и виртуозное мастерство гончаров-художников бережно сохранили до наших дней исконно русские традиции. Неповторимый народный колорит в уникальной скопинской керамике. Среди мастеров есть заслуженные художники и Лауреаты Государственной Премии России.

Оригинальные изделия скопинского художественного промысла - это визитная карточка Рязанской области. На предприятии проводятся экскурсии в музее истории керамики.

Скопинский народный промысел художественной керамики можно по праву считать уникальным явлением в русской культуре. Еще более известна в России и во всем мире голубая Гжель.

Гжель

Гжель – село в Раменском районе Московской области, в 57 км от Москвы. Всего тысяча жителей. По территории села протекает река Гжелка. Гжель – обширный район, уже много лет создают здесь фарфор.

Самый известный гжельский фарфор раскрашен синим узорным рисунком. Кухонная утварь, предметы интерьера и многое другое. Насчитывается более 10000 видов изделий с гжельской росписью.

Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья. Двадцать семь гжельских деревень собранных в так называемый «Гжельский куст». Здесь издавна почти все население делало гончарную посуду, черепицу, изразцы.

С семнадцатого века промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины восемнадцатого гжельские мастера освоили технику майолики. Что позволило создавать посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшены изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. В синих, желтых, зеленых цветах с коричневыми контурами. Дополнены скульптурными фигурками людей, птиц, животных.

Не просто кумганы и чайники, а целое подобие скульптуры. Ручки в форме веток, носики - головка птицы. Каждый элемент не копия реального мотива. А остроумная декоративная форма.

После открытия русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым состава фарфоровой массы, в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение им поддерживалось большим спросом. Майолики производить стали меньше.

С начала девятнадцатого века фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Это был экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы. Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции.

Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены.

Не смотря на наличие крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства. С его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.

Со второй, половины века работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи. Господствует в ней синий кобальт. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но проявилась она в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.

Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце девятнадцатого века крупные фарфоровые заводы потеснили продукцию промысла. Механизация способов декорирования фарфора позволила выпустить на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.

Гжель, как и многие промыслы, переживала сложный период. Но в двадцатые годы прошлого века вновь возрождаться. Мастера художественной керамики объединяются в артели. И со второй половины сороковых годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели.

Под руководством ученого Александра Борисовича Салтыкова и при участии талантливой художницы Наталии Ивановны Бессарабовой восстановлены народные приема росписи. Где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента.

Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным.

Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. Творческие силы мастеров и художников сконцентрированы в объединении «Гжель», которое представляет народный промысел в новом качестве.

Совершенствуются технологии производства изделий. Создаются сосуды самой сложной формы, дополненные фигурными деталями и небольшие скульптуры. Во всех изделиях применяют ручную роспись. Которая каждому предмету придает индивидуальный характер. Господствует один тип росписи - синие изображения на белом фоне.

Это и наборы для кофе, чая, пельменей(!), и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины. В каждой вещи смело, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды цветов, геометрические пояски. А в крупных изделиях - целые сюжеты с пейзажем, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками.

Не забыта художниками Гжели и традиционная майолика. Чайники, солонки, часы, кувшины с многоцветными эмалевых узорами простые и милые. Эти изделия отличаются от фарфора. Немного тяжеловесны на взгляд. Вызывают улыбку шаржированные скульптурные изображения. Именно в них больше проявляется традиция народного творчества.

Произведения прикладного искусства настоящего времени красивы, эстетичны и практичны одновременно. О народной глиняной игрушке расскажу в статье “...Глиняные игрушки Каргополя, Дымкова, Филимонова”. О промыслах и ремеслах России материалы в рубрике “Полезное творчество”.

Благодарю, что дочитали до конца. Если Вам понравилась или не понравилась статья, то пишите в комментариях.

Пусть Краса Ненаглядная живет в Вашей душе всегда! До встречи на новых страничках блога.

С*Елена.

“Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда”. (Теодор Драйзер)

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

2 комментария

  • Аватар комментатора Елена Бучина Елена Бучина
    Елена, очень содержательная статья, узнала из нее много новых сведений. Спасибо большое за такую подробную информацию!
    Ответить
    1. Аватар комментатора Елена Сурина Елена Сурина

      Доброго времени суток! Благодарю за Ваше участие и внимание. Это маленькая часть моей программы по ДПИ "Краса Ненаглядная" для детей 5-14 лет. К сожалению сейчас моя программа оказалась никому не нужна. А столько интересного материала собрано. Решила на блог несколько заметок написать. Надеюсь, что статьи рубрики "Полезное творчество" найдут своего читателя. Заходите на огонек! И до встречи на Вашем блоге.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение