Подписка на статьи
Социальные сети
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
РУБРИКИ . . . . . . . . . . . . .
без рубрики
РЕКЛАМА

Народная глиняная игрушка. Дымковская барыня, Каргопольский полкан, Филимоновская свистулька

  • /
народная глиняная игрушка: дымковская барыня, каргопольский полкан, филимоновская свистулька
Декоративно-прикладное одно из древнейших видов искусства. Существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества. Разделение отрасли появилось со второй половины девятнадцатого века. По материалу: керамика, текстиль, металл, дерево. И по технике выполнения: литье, роспись, резьба, вышивка и другие.

Вы уже познакомились с моей заметкой о народной керамике Скопина и Гжели. Продолжая тему декоративно-прикладного искусства России, сегодня расскажу про глиняные игрушки: Дымковскую барыню, Каргопольского человека-коня, Филимоновскую свистульку. Статья понравится тем, кто своими руками создает милые домашние шедевры. И тем, кто просто ценит прекрасное.

Когда человек впервые открыл для себя глину. Возник древнейший на земле промысел — гончарный. Керамика — это не только фарфоровая посуда и фаянсовый умывальник. Но и забавные глиняные игрушки.

Народная керамика:
1
Скопинская керамика.
2
Гжель.
6
Тверская игрушка-свистулька.
7
Абашевская игрушка-свистулька.

Как и когда родилась глиняная игрушка?

Ещё в каменном веке земледельцы, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом. Затем облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. Этот магический обряд должен был приносить плодородие полям. А потом фигурки отдавали детям. Так и появилась глиняная игрушка.

Народные промыслы и ремесла России — это наша история и наша гордость. Матрешки, резная кость, павлово-посадские шали и Россия связаны в сознании людей всего мира как единое целое. Богата мастерами наша родная земля.
дымковская глиняная игрушка

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Свое имя игрушка получила от названия местности, откуда родом. Дымково — посёлок в Вологодской области, который входит в состав муниципального образования Великий Устюг.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. На Вятской земле существует уже пятьсот лет. Свою историю ведёт с пятнадцатого века. Тогда-то Иван III, желая подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Переселенцы, обосновались за рекой Вяткой в слободе Дымково. Было среди них много ремесленников — гончаров и игрушечников.

На весенние праздники устраивали в слободе весёлые гулянья. Обязательным атрибутом которых, были глиняные игрушки-свистульки. В виде коней, козлов, баранов, уточек. Именно с весенним праздником Свистунья связывают рождение дымковской игрушки.

Со временем праздник потерял своё значение, а промысел остался. В тридцатые годы прошлого века Алексей Иванович Деньшин организовал артель «Вятская игрушка». Это время возрождения промысла. Мастерство вятских игрушечников стало популярным.

Медведь-музыкант играет на балалайке, козел в смешных штанишках, баран с золотыми рогами, индюк с шикарным хвостом, барыня, водоноска, нянька с детьми. А также многофигурные композиции: прогулка компании в лодке, цирковое представление, гуляния и чаепития.
творчество, дымковские глиняные игрушки: барыня, индюк, петух, конь, всадник; лепка, роспись
Для создания игрушек используют местную красную глину, тщательно перемешанную с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям. Отдельные детали собирают помощью жидкой глины. Потом сушат, обжигают при температуре 700−800 градусов и белят в два-три слоя.

Раньше побелкой служил мел, разведенный на молоке. И расписывали игрушки анилиновыми красителями, не кисточками, а палочками и перьями. Краски замешивали на яйце с квасом. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом. Блеклые анилиновые краски становились яркими и блестящими.

Сегодня игрушки покрывают темперными белилами. Расписывают темперными красками и мягкими колонковыми кисточками. Игрушки очень нарядные и яркие. Много красного, синего, жёлтого, зелёного, алого. Все краски сочные, без полутонов. Круги, точки, клетки, полоски в разных сочетаниях создают строгий геометрический узор. Завершает это великолепие — ромбик из потали (имитации сусального золота) наклеенный поверх узора.

Элементы росписи на дымковской игрушке — это символы с определённым значением. Синяя волнистая полоса — это вода, перекрещенные полоски — сруб колодца, круг — солнце и луна.
народное творчество, каргопольская глиняная игрушка: птица сирин, конь о двух головах, полкан

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Родина русского художественного промысла «Каргопольская глиняная игрушка» — район города Каргополя Архангельской области. С давних времён в деревнях Каргопольского уезда гончары делали из местной красной глины посуду. А из остатков лепили игрушки. Каргопольская посуда ценилась и пользовалась большим спросом. А игрушки стоили совсем недорого и не имели такой популярности. Лепили их скорее для удовольствия, чем для заработка.

Изначально они были «обварными», как посуда. После обжига еще раскаленные их погружали в густой мучной раствор — болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой поверхности черный кружевной узор. Декор — процарапанный простенький орнамент: круги, овалы, кресты. Вот и все мотивы. Эти неказистые игрушки больше похожи на каменных идолов, чем на произведение искусства.

Современная каргопольская игрушка более изящна, чётче детали. При этом сохранила свои традиционные формы. Бородатые мужики, барыни, медведи, зайцы, лошадки, упряжки, коровы, олени, сказочные птица Сирин и конь о двух головах. Но самый популярный персонаж — полкан. Полуконь-получеловек с окладистой бородой, орденами и эполетами.

Способы лепки и технология подготовки глины со временем практически не изменились. Глину мастера берут чистую, без примеси песка. Одни сначала подсушивают, потом толкут в порошок, затем заливают водой и, как тесто, замешивают. Другие наоборот, сначала заливают водой и перемешивают. Когда весь мусор осядет, жидкую массу пропускают через сито. Дают отстояться, и испариться лишней воде.
творчество, каргопольская глиняная игрушка: птица сирин, конь о двух головах, полкан, лепка, роспись
Готовая для работы глина хорошо отстаёт от рук. Фигурки лепят вытягивая из целого куска или по частям, без налепов. Детали намечают деревянной палочкой очень условно. Затем игрушки просушивают и через несколько недель обжигают в печи.

Глиняные фигурки людей и животных сочно расписывают маслом и темперой. Но без лишней пестроты. Розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Добавляют нехитрый орнамент: кресты, полоски, волнистые линии, точки и штрихи.

Это очень древний узор. Каждый знак имеет сакральный смысл. Большие красные круги, кольца и кресты — древние символы солнца. Мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений означают землю, засеянное поле. Волнистая линия изображает реку, воду, которой надо напоить растения.

Самая известная среди каргопольских игрушечников Ульяна Ивановна Бабкина. Сохранение и возрождение древнего промысла — её заслуга. Она и сказочного полкана по детским воспоминаниям первая вновь слепила. Секреты мастеров передаются из поколения в поколение. Каргопольский промысел всегда был семейным. С 1967 года в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». Далеко разошлась слава о каргопольской игрушке. Вот так глиняная игрушка стала визитной карточкой родного города.
народное творчество, филимоновская игрушка свистулька, глина, лепка, роспись

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА-СВИСТУЛЬКА

Филимоновская игрушка — самый старый народный художественный промысел России. Первое упоминание в древних летописях шестнадцатого века. Её родина — деревня с одноименным названием в Одоевском районе Тульской области.

Но история филимоновской игрушки уходит корнями на много столетий в глубину веков. Раньше, здесь обитало племя вятичей. Они тоже делали из глины игрушки-свистульки. Но не забавы ради, а для магических ритуалов, в честь богов.

По местным преданиям деревню назвали в честь Филимона по одним источникам — горшечника, по другим — купца. Он открыл залежи высокосортной глины. Это и определило промысел деревни. Мужчины делали на гончарном круге посуду, а женщины лепили из глины игрушки. Работали зимой, в свободное от сельских трудов время.

Секреты лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. С семи лет девочки начинали лепить «свистушки». Юных мастериц здесь так и называли, «свистульками». Готовые игрушки продавали на ярмарках, а вырученные деньги откладывали для приданого. Богатыми невестами были «свистульки».

Считалось, что громкий свист и звук отпугивает зло. Дети больше всех нуждаются в защите. Может поэтому и перешли к ним свистульки и погремушки. В отличие от дымковских и каргопольских, все филимоновские игрушки — свистульки. Даже кавалеры и барыни. Свисток в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Скульптурки отличаются оригинальной вытянутой формой. Это обусловлено уникальной пластичностью и «жирностью» местной глины «синички». Материал позволяет мастеру всю фигурку слепить из одного куска. Получить красивую, выразительную форму. Налепов в филимоновской игрушке мало.

Но при сушке жирная глина трескается и оседает. Мастеру приходится многократно поправлять фигурку. И невольно её вытягивает. Так появился уникальный филимоновский стиль. Затем изделия обжигают в муфельных печах. Восемь, двенадцать часов при 800−900 градусах. Обожженная игрушка, становится белой или чуть розоватой.
народное творчество, филимоновская игрушка свистулька, барыня, глина, лепка, роспись
Трехцветную роспись выполняют анилиновыми красителями на лаке. Малиново-красного, жёлтого и зелёного цветов. Краски наносят на белый или жёлтый фон. Геометрический орнамент прост — сочетание цветных полосок, точек, кругов, треугольников и звёздочек. Все элементы можно расшифровать. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ жизни.

Промысел филимоновской глиняной игрушки угас в начале двадцатого века. И с помощью старых мастериц был восстановлен в шестидесятые годы прошлого века. Сегодня это по прежнему семейный промысел. В городе Одоеве Тульской области филимоновскую свистульку лепят несколько семей. Художественные традиции старинного промысла продолжают жить.

Игрушка — одно из тех, проверенных веками средства, с помощью которого старшее поколение сохраняет, а младшее принимает и передает дальше накопленный опыт.

Благодарю, что дочитали до конца. Если вам понравилась или не понравилась статья, то пишите в комментариях. Очень хочется узнать ваше мнение. О промыслах и ремеслах России материалы в рубрике «Полезное творчество».

В следующей раз рассказ пойдет про Владимирскую вышивку, Древнерусское лицевое шитье и Цветную перевить.

Пусть Краса Ненаглядная живет в вашей душе всегда! До встречи на новых страничках блога.

С*Елена.
«В руках таланта все может служить орудием к прекрасному». (Н.В. Гоголь)
Понравилась статья? Поделись!
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
ПОЛЕЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России. Скопинская керамика, Гжель
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Как я рисую мышкой в программе «Adobe Photoshop» ровные прямые и изогнутые линии

ВАШИ КОММЕНТАРИИ

Интересное для вас:

Made on
Tilda